Консультация юриста по телефону
8 (800) 551-66-48

Порядок оформления инвалидности

Некоторые категории людей имеют ограничения организма в функциональном плане. Чтобы иметь льготы и получать пособия или пенсии по инвалидности, необходимо ее официально оформить. Лучше заранее подумать, с чего начинать оформление инвалидности, какие документы нужно подготовить и куда их нести, чтобы не тратить много времени, сил и нервов на эту бюрократию.

С чего стоит начать

Порядок оформления инвалидности начинается с того, что его нужно подтвердить. Участковый врач, на наблюдении у которого находится пациент с инвалидностью, передает данные заведующему и назначается врачебная комиссия. Поэтому необходимо обратиться к нему, он проведет осмотр, направит на необходимые анализы или диагностику и по результатам вынесет вердикт для комиссии. На МСЭ направляют, обычно, если есть стойкое нарушение функционирования организма в результате врожденного или приобретенного заболевания, или полученной в течение жизни травмы. Оформление инвалидности ребенку не отличается от той же самой процедуры взрослому человеку. Заведующий отделением, лечащий и несколько других врачей составляют протокол комиссии, где указывают решение направить или нет на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Если его не выдают, то нужно получить соответствующую справку в той же клинике у главного врача.

Если травма случилась на производстве, то стоит еще обратиться в Пенсионный фонд после заключения врача, тогда направление на МСЭ выдают там. Если пациент без места жительства, то направление выдают органы социальной защиты. Для оформления инвалидности по болезни пенсионеру также стоит идти к врачу, который ведет наблюдение пациента.

Врачебная комиссия
Инвалидность оформляется на основании специальной комиссии

Как пройти экспертизу

Та организация, где оформляют направление или справку об отказе оформить направление, самостоятельно передает информацию в бюро МСЭ. Сейчас это делается электронным путем, раньше они передавали такие документы на бумажных носителях. Можно получить направление на руки и самостоятельно его отнести, отказать в выдаче документа ни поликлиника, ни ПФР, ни соцзащита не имеют права.

Какие документы потребуются для прохождения экспертизы

Необходимые документы:

  1. Заявление о прохождении МСЭ.
  2. Паспорт (его нотариально заверенная копия или другой документ удостоверяющий личность).
  3. Паспорт представителя (если подача осуществляется через представителя).
  4. Направление на экспертизу или документ (справка) об отказе выдать направление.
  5. Амбулаторная карта.
  6. Документ, подтверждающий получение травмы на производстве или профессионального заболевания (акт, заключение госинспектора по охране труда, решение суда или медицинское заключение).
  7. Если МСЭ необходимо провести на дому, то нужно еще представить медицинское заключение о состоянии здоровья.

Куда обращаться для прохождения экспертизы

С пакетом собранных документов нужно пойти в бюро МСЭ самостоятельно или отправить туда представителя. Заявление есть возможность подать через Единый портал госуслуг, но документы все равно необходимо подать не позднее 10 рабочих дней после подачи.

Сотрудники экспертизы рассматривают документы, после чего отправляют приглашение, где указывают место, дату и время проведения. Его могут направить как в электронном виде, через госуслуги или даже по смс.

Где проходит МСЭ

Есть несколько вариантов, где и как проводят экспертизу:

  1. По месту жительства или пребывания, или по месту нахождения пенсионного дела в местном государственном бюро МСЭ.
  2. В месте, где проживает пациент (на дому).
  3. В стационаре (если пациент находится на лечении).
  4. Без присутствия пациента (заочно).

Никаких пошлин и прочих плат за экспертизу вносить не нужно, она абсолютно бесплатна. Комиссия выносит решение по поводу инвалидности пациента обычным голосованием. Для верности и уверенности, что решение будет принято справедливо, пациент имеет право пригласить специалиста на процедуру.

Назначение инвалидности
Комиссия выносит решение по присвоению инвалидности

Непосредственно сразу после проведения экспертизы сотрудники бюро озвучивают решение о признании степени инвалидности либо об отказе. Справку с решением направляют по электронной либо фактической почте, либо через госуслуги.

Во время проведения процедуры экспертизы ведется протокол обследования и акт. Затем их, справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации (ИПР) можно получить в бюро МСЭ по заявлению. Выдает такие документы руководитель бюро или его заместитель. Если статус инвалидности подтвержден, то в федеральный реестр вносится запись.

Что делать, если статус на МСЭ не подтвердился

Обжаловать решение экспертов можно двумя способами – обратиться в Федеральное бюро МСЭ или добиться пересмотра через суд. Если решение было выдано Федеральным бюро МСЭ, то только через суд есть возможность его обжаловать.

Что нужно, чтобы обжаловать решение через Федеральное бюро:

  • медицинское заключение;
  • решение МСЭ;
  • акт и протокол экспертизы;
  • заявление на пересмотр решения с указанием доводов для обжалования.

Заявление подается либо через Единый портал госуслуг, либо лично или через представителя на приеме. Не позднее, чем через 30 дней после подачи заявления, сотрудники Федерального бюро обязаны провести повторную экспертизу и вынести решение с учетом всех жалоб.

Для обжалования решения через суд необходимо подать исковое заявление с тем же комплектом документов и оплатить госпошлину. В течение пяти рабочих дней после подачи заявления судья должен вынести уведомить о принятии заявление в производство. Затем, не позднее чем через 60 дней после поступления заявления, рассмотреть его и вынести решение о полном или частичном удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении. Решение судьи можно тоже обжаловать в течение апелляционного периода – календарного месяца после вынесения решения.

Вообще, вопрос, как оформить статус инвалидности, не сложный. Но сам процесс, который необходимо пройти, чтобы не столкнуться с проблемами в жизни, не самый легкий. После получения справки инвалидам с некоторыми заболеваниями приходится периодически подтверждать наличие веских оснований для подтверждения статуса и заново проходить медико-социальную экспертизу. При онкологии и по неврологии присваивается первая группа, для них проходить экспертизу необходимо 1 раз за два года, для второй и третьей групп – 1 раз в год, для детей – до наступления 14 или 18 лет, или по показаниям медиков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

пять × 1 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: