Консультация юриста по телефону
8 (800) 551-66-48

Оперативное управление имуществом — это что такое

Право оперативного управления движимым либо недвижимым объектом дает возможность человеку владеть им и использовать на свое усмотрение, в том числе передавать его в собственность сторонним организациям. Подобные правила описаны в Федеральном законе № 51, где обозначено, как можно определить судьбу чьей-либо вещи, кому допустимо ее отдать и как вернуть обратно. Однако истоки и нормы эксплуатации различных благ восходят к древности.

Обзор законодательства по праву оперативного управления

В СССР не было единообразных требований, по которым владения причислялись к чьей-то собственности. Объекты передавали на баланс, в распоряжение или ведение гражданских лиц.

8 декабря 1961 года впервые произошла официальная регистрация права на различное имущество, обозначилось понятие собственника, утвердились способы перехода объектов третьим лицам. Возможность владеть имущественными благами закрепилась в нормативном акте от 31 декабря 1990 года. Расширенные сведения были изложены в законе от 31 мая 1991 года, где закреплялась зависимость материальных ценностей от их владельца, который наделялся способностью вмешиваться в финансово-хозяйственный процесс. 30 ноября 1994 года была обнародована статья № 296 ГК РФ. В ней установлены нормы, по которым собственник вправе изъять вверенное ему имущество, которое используется не по своему прямому назначению.

Гражданский кодекс РФ
Права управления регулируются ГК РФ

3 августа 2018 года в Гражданский кодекс внесли изменения. Обновленная редакция закрепила основные понятия и разграничила возможности управлять разными объектами. В расширенной версии подробно описаны все случаи, при которых осуществляется истребование каких-либо вещей в собственности. Она также содержит сведения о том, как владелец может защититься от возможных нарушений при оперативном управлении различными объектами.

Понятие права оперативного управления

Оно закрепилось в 1961 году и предусматривает вероятность распоряжаться вещами, предоставленными человеку во владение. Оперативное управление имуществом – это передача владельцем своей собственности в пользование другим учреждениям, которые не владеют, но контролируют использование предоставленных им материальных ресурсов. К таким объектам относятся:

  • денежные средства;
  • здания;
  • аппаратура;
  • производства;
  • постройки;
  • предметы хозяйства.

Выделяется также оперативное управление компанией. Это контроль внутренних процессов фирмы для слаженной и бесперебойной работы ее подразделений. Координация осуществляется за счет составления субъектами планов, распределения задач, организации рабочего места.

Субъектами являются все, кто зарегистрировался как юрлицо. Это могут быть муниципальные, казенные либо государственные структуры.  При этом они не могут свободно распоряжаться предоставленными ценностями. Они должны координировать свои действия с владельцем взятого объекта. Если нарушились условия распоряжения имуществом, оно применяется не по назначению, то его законный хозяин способен расторгнуть договор, аннулировать сделку и забрать себе объект. Важно учитывать, как именно переходит объект: в оперативное управление либо хозяйственное ведение. Оба понятия подразумевают различную степень собственности.

Документы для регистрации прав
Для регистрации прав необходим определенный пакет документов

Отличия от права хозяйственного ведения

Обе категории указывают на то, что юридическое лицо получает чью-то собственность во владение, а не становится ее единоличным хозяином. Оперативное управление предполагает ограниченное распоряжение объектом, а при хозяйственном ограничений нет. Различия также в том, что при хозяйственном владении в роли субъектов выступают унитарные корпорации и коммерческие фирмы. А при оперативном управлении имущественные ценности передаются во власть бюджетных, автономных либо частных учреждений. Объем полномочий в таком случае зависит от того, частное это лицо или органы государства. Обязательное условие передачи им имущества – это госрегистрация лица.

Процедура регистрации оперативного управления

Передавать материальные ресурсы необходимо с соблюдением законодательства. Для начала нужно собрать пакет документов, которые потребуются для легального заключения сделки:

  • выписки из статистических и налоговых органов;
  • паспорт заявителя;
  • кадастровые бумаги или техпаспорт;
  • справка из ЕГРЮЛ;
  • подтверждение передачи прав владения;
  • заявление по форме № 920, утвержденной Минэкономразвитием;
  • правоустанавливающие документы.

Всю собранную документацию предстоит отнести в Росреестр либо МФЦ. После анализа сведений будет выдано свидетельство, данные внесут в Росреестр, из которого сформируют выписку. При этом вид подачи документации и получения услуги варьируется: владелец относит бумаги в офис учреждения либо предоставляет их электронно онлайн через официальный сайт.

Обработка информации занимает до семи дней.

Чтобы передать свое имущество во владение третьим лицам, необходимо официально зарегистрировать процедуру. Прекращение действия договора возможно, если владелец заметил нарушения при использовании его материальных ценностей. Порядок и правила, по которым следует распоряжаться взятыми у собственника ресурсами, регламентированы на законодательном уровне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

19 + 1 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: